Занятия с дефектологом


 

учитель -дефектолог: Бубнова Е.В.

Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ через различные виды игр

Развитие пространственных представлений играет большую роль в социальной адаптации ребенка и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом). У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование пространственных представлений нарушено, и имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга. Недостаточное развитие пространственных и временных представлений приводит к проблемам: в процессе обучения, трудовой подготовки, самообслуживания.

В ходе специальных коррекционных занятий, особое внимание уделяется формированию пространственных представлений. Большую роль в овладении пространственными отношениями играет ведущий вид деятельности - игра.. Поэтому упор на игру - это важнейший путь формирования у детей представлений о пространстве.

Этапы работы по развитию пространственных представлений

1. Формирование представлений о собственном лице, теле. Освоение воспитанником «схемы собственного тела» помогает убедиться, что существуют такие направления как верх и низ, перед — зад, правая и левая стороны. Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала следует отработать упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Игра «Весёлая зарядка» Цель: закрепить представления о схеме тела, научится переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое. Нужно схематично изобразить человечков в разных позах, затем показывать их ребенку в любом порядке. Его задачей будет принять нарисованную позу.

2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве. Задачами данных упражнений является развитие навыков ориентирования в пространстве относительно себя. Обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Закрепление у ребенка представлений, что у человека, стоящего напротив, все наоборот, то есть в зеркальном отражении: право — где у меня лево, а лево — где право. В своей практике я применяю такие игровые упражнения как: «Ближе, дальше», «Дальше всего, ближе всего». Сюжетная картинка: Что находится в центре рисунка? (мальчик). Что находится в левом верхнем углу? (ветки). Что находится слева от мальчика? (теленок). Сюжетно- ролевые игры и дидактические игры: "Теремок”, "Колобок”, "Репка”, "Городок”, "Ферма” и др.

3. Развитие понимания и употребления логико - грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения. Уточнение предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции воспитателя. Затем он учится самостоятельно комментировать свои действия. - «Подбери нужное слово: «Карандаш длинный, а линейка еще длинее», «Стул высокий, а стол еще выше»; В шкаф с тремя полками расставить по словесному указанию предметы: «На среднюю полку в левый угол поставить книжку. На нижнюю, в середину положить тетрадь и т.д.» После назвать местоположение предметов. - «Подбери слово противоположным смыслом: «Стул жесткий, а подушка мягкая?», «Карандаш короткий, а линейка длинная?»; Неотъемлемая часть формирования пространственных представлений – упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, пазлы, мозаика, разрезные картинки конструкторы, кубики, и т.д. Эти игры помогают положительно влиять на характер и содержание речи, способствует повышению эффективности развития и формирования пространственного восприятия, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие детей с ОВЗ в целом. В этих играх он ощущает свое тело, его части, координирует свои движения, внимательно рассматривает и анализирует образец.

 

 

Кузнецова Екатерина Васильевна — учитель-дефектолог
«Понятия «спереди» -«сзади» («перед», «за», «между»)».
Занятие с ребенком в форме игры для формирования у него пространственного восприятия. Это видео может быть использовано родителями для познавательного развития детей в домашних условиях.

 

Кузнецова Екатерина Васильевна — учитель-дефектолог
Познавательно-речевое занятие на тему: «Домашние животные».
Задачи:
• формировать у детей элементарные представления о домашних питомцах;
• развивать воображение, любознательность, память и мышление;
• повышать речевую активность детей;
• развивать зрительное восприятие.


 

 

Митина Мария Евгеньевна - логопед
Индивидуальное занятия по коррекции звукопроизношения.
«Автоматизация звука [Л] в прямых открытых слогах».
Задачи:
• Продолжить работу по укреплению мышц артикуляционногоаппарата.
• Автоматизировать звук [Л] в прямых открытых слогах.
• Упражнять в анализе и синтезе прямых открытых слогов.
• Развивать фонематическое восприятие.
• Мелкую моторику,память, внимание, мышление, интонационную выразительность.